Авторынок: ожидаемый рост покупательной способности и доходов населения

Заложенная в разработанной Министерством экономического развития и торговли Украины инвестиционная модель развития экономики предполагает высокие темпы роста внутреннего валового продукта (в среднем +6,5% в год), капитальных инвестиций (+7,5%) и реальных доходов населения (+ 8,5%).

Указанные темпы развития позволят Украине приблизиться к уровню экономического развития стран Восточной Европы, что является невозможным при инерционной модели развития украинской экономики.

Дополнительным резервом покупательной способности являются доходы населения, которые не поддаются учету — реализация продукции, выращенной на приусадебных участках, мелкий индивидуальный бизнес, предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения и т.д.

Особого внимания заслуживают доходы украинцев, постоянно работающих за рубежом (по данным разных источников — 3 — 7 млн. человек), от которых ежегодно поступает не менее 10 млрд. долларов США денежных переводов.

В результате действия вышеупомянутых факторов, объем продаж легковых автомобилей в Украине в 2020 году составит 1040 тыс. единиц (рис. 3), на сумму около 15 млрд. долларов США.

Указанный прогноз развития внутреннего рынка легковых автомобилей в Украине на период до 2020 года является консолидированной позицией автопроизводителей, экспертов рынка, и базируется на использовании следующей информации: «Украина-2020: стратегия национальной модернизации» (разработана Министерством экономического развития и торговли Украины), Euromonitor (ведущая европейская консалтинговая компания).

ГП «Укрпромвнешэкспертиза» (украинская консалтинговая компания, специализирующаяся на прогнозировании рынков промышленной продукции), WorldBank.

Ожидаемый объем продаж легковых автомобилей на украинском рынке в 2020г., тыс. единиц

Рис. 3. Ожидаемый объем продаж легковых автомобилей на украинском рынке в 2020г., тыс. единиц

Ассортиментная политика автомобилестроительных предприятий должна характеризоваться тенденциями к качественному и количественному расширению ассортимента в целях завоевания отечественного и международного рынков.

Географическое положение Украины в центре Европы формирует благоприятные логистические возможности для поставок отечественных автомобилей на два емких авторынка Европейского Союза и России.

Основным условием успешной реализации экспортной стратегии является защита отечественных автопроизводителей от потенциальных ограничений в торговле. Действенным механизмом противодействия этому является ведение нулевого баланса, то есть открытие внутреннего рынка для импорта при условии аналогичных действий стран-партнеров в отношении поставок украинских автомобилей на их внутренний рынок. Указанную модель внешней торговли автомобилями активно используют США и Япония.

Потенциальный объем украинского экспорта легковых автомобилей в 2020 году оценивается 312 тыс. единиц, что почти в 10 раз больше уровня 2010 года (рис. 4).

Объем украинских экспортных поставок легковых автомобилей в 2006-2020 гг, тыс.единиц

Рис. 4. Объем украинских экспортных поставок легковых автомобилей в 2006-2020 гг, тыс.единиц

Основными внешними рынками украинских автомобилей в 2020 году рассматриваются Евросоюз (48,1%), Россия (32,1%) и другие страны СНГ (16%) (рис. 5, 6).

Географическая структура украинского экспорта легковых автомобилей в 2010 году

Рис. 5. Географическая структура украинского экспорта легковых автомобилей в 2010 году

70% производимых в Украине автомобилей (или 728 тыс. единиц в 2020 году) будет реализовано на внутреннем рынке, 30% (312 тыс. единиц) — экспортироваться.

Географическая структура украинского экспорта легковых автомобилей(прогнозируемый 2020 г.)

Рис. 6. Географическая структура украинского экспорта легковых автомобилей(прогнозируемый 2020 г.)

Объем импорта будет равен экспорту и составит 312 тыс. единиц.

Eco-News